Как строится федеральная автомобильная дорога. Технология строительства.

17/04/2017
Как строится федеральная автомобильная дорога. Технология строительства.

Строительство федеральной автомобильной дороги дороги

Указание на значимость коммуникации одновременно намекает и на ее стоимость - аккумулировать такие средства способен только государственный бюджет. Еще можно строить в кредит, но тогда и новая трасса станет платной. И строительство с нуля, и реконструкция старой дороги начинаются с проекта. Для привязки проекта к месту выполняются геологические изыскания, по результатам разрабатывается детальный план работ.

Расчистка площади начинается после анализа участка геодезистами. При этом устраняются механические преграды для строительства и переносятся в сторону инженерные сети. Уже на этапе расчистки перекрывается движение по дороге, если это не строительство новой трассы, а реконструкция прежней. Где надо - лишний грунт вынимается экскаваторами, или делается земляное покрытие. Для дороги нужна возвышенность - ее делают специально, обычно из песчаной смеси, трамбуя каждый слой песка катками. Началом непосредственного строительства дороги можно считать уплотнение основания.

строительство дороги

Технология строительства автомобильной дороги

В самом низу будущего «пирога» укладывают т.н. геотекстиль, его засыпают речным песком и делают «постель»: проливают слои, укатывают. Это нужно ради устранения микрорельефа - чтобы снизить расход дорогих материалов и чтобы дорога в итоге получилась гладкой. Чем более ровным станет основание для асфальта, тем больше шансов сделать действительно качественную дорогу, поэтому в идеале геометрия «постели» должна стать безукоризненной.

Но сразу дорожное покрытие не укладывают - это процесс не быстрый, поэтому для защиты от капризов погоды еще понадобится как минимум водоотвод, а чаще - и вспомогательные конструкции. Естественно, отведение воды организуют с учетом особенностей рельефа, чтобы сток получился достаточно удаленным от дороги.

Укладка самой дороги начинается со второго слоя геотекстиля. Поверх него насыпают щебенку: сначала крупной фракции (70*120), потом мельче (40*60). Это тоже называется постелью - все как для людей: сначала матрас, потом простыня и одеяло. Причем качество итогового результата зависит от строгого соблюдения технологии на каждом этапе - например, из-за проблем с амортизационным слоем в самом низу внешнее покрытие может не выдержать механических воздействий и дорогу вскоре придется ремонтировать.

Используемые материалы и техника

Кроме щебня можно применять аналогичные по свойствам материалы. Это т.н. базальтовый слой, основа дорожного полотна. Именно благодаря нему сравнительно тонкий асфальт выдерживает многотонную нагрузку. Что интересно: асфальт (точнее, асфальтобетонную смесь) тоже кладут сначала крупнозернистый, потом мелкозернистый. И уже в самом конце на финишное покрытие наносят дорожную разметку, оборудуют дорогу отбойниками, ставят вдоль трассы знаки.

Как показывает практика, для относительно быстрого строительства дороги с высоким качеством у подрядчика должен быть внушительный парк различной техники и все штатные специалисты, чтобы обходиться без субподрядчиков и ни с кем не делить ответственность за результат. В качестве примера такой организации можно назвать ДСК «Вовди» - признанного эксперта по строительству и благоустройству в столичном регионе. Компания предоставляет широкий спектр услуг, в т.ч. предоставляет спецтехнику в аренду, занимается алмазным бурением, разработкой котлованов, земляными работами, строительством и ремонтом, принимает объекты на обслуживание. Квалифицированные мастера с большим опытом и собственное оборудование обеспечивают не только высокое качество исполнения работ, но и оперативность. Вдобавок, проконсультироваться можно круглосуточно и бесплатно.

Но вернемся к строительству дороги. Ее ведь мало просто, сделать - надо еще подготовить к началу эксплуатации. В качестве слоя износа используются разные материалы: литой асфальт, щебень с битумной пропиткой или без нее, гравий, грунт с пропиткой, асфальтобетон и пр. Часто в дорожном строительстве применяют вторичные материалы: битый кирпич, асфальтовую крошку и скол, битум. Именно асфальтобетон - это смесь щебня, каменной муки и песка с расплавленным асфальтом. Дорожное полотно недаром называют пирогом - если посчитать количество всех слоев, выходит около десятка, в зависимости от объема подготовительных работ на конкретном участке трассы.

строительство дороги

Качество результата

Как долго прослужит новенькая дорога, можно с большой вероятностью сказать заранее, ориентируясь по качеству исполнения работ и предполагаемой нагрузке. Чтобы полотно дольше служило, помимо прочего нужен крупный и мелкий щебень: крупный в нижних слоях обеспечит устойчивость полотна, а мелкий сверху добавит водонепроницаемости и устойчивости к износу. Кстати, именно мелкий щебень делает дорогу шероховатой, что снижает аварийность - автомобильные шины на таком покрытии не скользят.

Укладка асфальта вручную - вчерашний век даже для малых объемов строительства. И качество от пресловутого человеческого фактора страдает. Это должна делать спецтехника, причем современная и высокопроизводительная: в основном асфальтоукладчики и виброкатки, что определяется выбором состава укладываемой смеси.

строительство дороги

Что влияет на срок эксплуатации полотна?

В реальных условиях готовое покрытие изнашивается не только из-за проезжающего транспорта (особенно это касается шипованных колес), но и от капризов погоды, от применяемых дорожными службами химических реагентов зимой. Технология строительства постоянно совершенствуется, но все равно остается затратной, поэтому делаются дороги разных категорий. Федеральные трассы - это достаточно высокий уровень, от них требуется прочность и долговечность. А безопасность эксплуатации во многом определяет качество проектирования - как расставлены знаки, насколько высоки сцепные свойства покрытия в дождь и гололед. Для повышения устойчивости машин в любую погоду часто в укладываемые смеси включаются определенные компоненты, как и для большей долговечности - например, если в битуме имеются соответствующие модификаторы, асфальтобетон будет меньше трескаться от перепадов температуры.

Кстати о перепадах температуры: это давно известная проблема. Особенности климата в нашем регионе таковы: в течение календарного года происходят сотни переходов через 0°C, т.е. проникающая в дорожное полотно вода от осадков много раз замерзает и оттаивает, разрушая целостность покрытия. Лучший способ ослабить влияние этого фактора на долговечность полотна - это предотвратить, почему и актуальна водонепроницаемость.

Добротно сделанное полотно, круглосуточно видимая разметка, обустроенные отбойники и грамотно расставленные дорожные знаки - у отличной дороги много составляющих. И стоит она больших денег, зато обладает внушительной пропускной способностью и позволяет безопасно ездить на скоростях до 150 км/ч. О важности коммуникаций для страны говорит законодательная регламентация их характеристик - например, качество песка определяется ГОСТом 3344-83. То же касается и щебня - в дорожном строительстве используется кубическая разновидность, высокопрочная и с малой лещадностью (тоже по ГОСТу). А укладывать асфальт следует в определенном диапазоне температуры окружающей среды.

Комментарии

Оставьте отзыв первыми!

Написать отзыв